Главнаяaameli Статьи и новостиКино и немцы Михалкова

Кино и немцы Михалкова

27 апреля 2010 г. |
4231f975_big.jpgО мнениях публики, сложности оценок вне контекста личности режиссера, рассказе о такой войне, которой не было и о такой, которая была.

Раз. «Оценивать «Утомленные солнцем - 2» вне контекста, скажем так, значимости его режиссера неимоверно сложно. Как, скажите, смотря эту ленту, не держать в голове Михалкова-функционера, героя многочисленных скандалов, эго которого является отдельным поводом для анекдотов? В тени такого колосса трехчасовая лента о войне, пусть и самой главной, растворяется, становится почти неосязаемой…»

Два. «Фильм хорошо бы обсуждать, не отвлекаясь на Никиту Михалкова. За этим именем немедленно вылезает шлейф каких-то свар, скандалов, великой войны за Союз кинематографистов, и приходится говорить не о кино, а о каком-то чернильном облаке вокруг кино… Это грубо раскрашенная картинка с золотым окладом, несколько новелл о странностях войны и Божьем промысле…».

Три. «Фильма как такового нет: есть пять или шесть больших массовых сцен, снятых подробно, хотя и с разной степенью достоверности, подлинности - виной чему, как ни странно, именно большое количество известных актеров в эпизодических ролях: актеров, которые везде играют одно и то же, и даже скучно вспоминать, сколько раз они примерно то же самое делали или говорили в фильмах менее эпических…»

Четыре. «У человека есть два не отчуждаемых достояния: любовь и смерть. «УС-2» - порнография смерти, что опаснее, страшнее и отвратительнее порнографии любви. НМ подменяет эмоции, которые вызывает смерть, ее механикой. Подменяет сладострастно - некрофилия, как и было сказано. Нет образов - только физиология. Нет ужаса - только отвращение…»

Пять. «Михалкову дежурно изменяет вкус (а Волга впадает в Каспийское море), но ждавшие от фильма фейерверков фирменного бесстыдства будут разочарованы. Своего героя режиссер держит в узде (две трети фильма он за кадром, половину экранного времени — где-то в уголку). Акценты расставлены вполне по-человечески. Война — ад, но в первую очередь все-таки бардак; всем страшно, все матерятся, свои стреляют в своих, немцы где-то на горизонте (где им и оставаться бы — а то в какой-то момент на экран начинают забредать совершенно кукрыниксовские Ганс, Макс и Отто, один — обязательно в круглых очочках). Специфическая суверенная политкорректность орошает сценарий даже слишком старательно, будто специально для тех, кто, начитавшись газет, считает автора совсем уж хоругвеносцем: тут и симпатичный грузинский курсант, и мусульманская молитва в гибнущем окопе. Ничуть не меньший стихийный постмодернист, чем его закадычная немезида Тарантино, Михалков очень старается делать все правильно и всерьез, но спотыкается на том же, на чем Тарантино в «Бесславных ублюдках». Чувствуется, что при всех благо леп ных разговорах война для него — в первую очередь выразительный фон…»

Это лишь малая часть того, что уже «собрал» фильм от критиков и блогеров и еще соберет. Дело в том, что очень долго не было информационного повода «пройтись». Самолеты больше не падают, вулкан постепенно затухает, Черноморский флот остается на своем месте, а тут такое событие национального масштаба, которое критиковать совсем не зазорно (ни трупов, ни разбитых самолетов, ни рыдающих родственников, политкорректность, опять же, не нужна - ведь те, о ком фактически фильм, воевавшие и погибшие - давно в земле, им все равно). Все и вся затмила личность.

Михалкова принято ругать, те, у кого есть собственное мнение и вес в обществе делают это самостоятельно, те, у кого нет ни того ни другого, яростно поддерживают. Самое интересное, что сообщения о том, что «простой публике-то фильм нравится», как-то быстро затираются. Ну не может это нравиться, значит, и публики такой нет!

Я «Утомленных - 2» посмотрела. И у меня тоже есть свое мнение. Но оно как-то другое совсем, ни первое - в отрицание, ни второе - в защиту. Оно просто мое. Наверное, такое мнение, вот эти товарищи, разделившиеся на два лагеря, и называют обывательским. Пусть так.

У меня есть собственный критерий оценки кино. Если я назавтра вспоминаю о фильме, думаю о нем, значит, картина мне понравилась. Если нет, то и вспоминать не стоит. Об «Утомленных» я думала. Нет, не о Наде, которая неубедительно рыдает и показывает умирающему танкисту Дормидонту первую и последнюю в его жизни голую женскую грудь. Не о Шукшиной, которая, как всегда, переигрывает, как бы убедительно ни выглядел ее образ, благодаря винтажной кофточке, а они так ей идут. Не о Миронове и Маковецком, которым после того, что они уже сделали в кино, в «этом» кино нечего делать вообще. Не о голой заднице второго пилота немецкого истребителя, которого удачно подстрелили из сигнального пистолета. И не о куче исторических и фактических неточностей в «Утомленных», о которых, при желании, вы можете почитать на сайтах периодических интернет-изданий и в блогах…

Я думала об образах, как о живых людях. Впрочем, как всегда, когда смотрю «военное» кино, как бы паршиво его ни сняли. Все, что происходило с этими людьми мне как-то необъяснимо близко - до комка в горле, до слез, сдерживаемых только усилием воли. Не говоря уж о том, что хронику смотреть мне вообще противопоказано. Вот это понимание - как можно было существовать в тех предлагаемых богом или чертом обстоятельствах - оно мне недоступно. Когда я вспоминаю рассказ бабушки о 37-м или слушаю деда, который спокойно рассказывает о ранениях, страхе, беспощадности, горечи потерь, да даже бытовых трудностях войны, которую он прошел артиллеристом, у меня, простите, не укладывается… Как, чем мне отблагодарить этого человека и еще многих за то, что они просто_это_вынесли… Низкий поклон тебе, дед, низкий поклон всем, кто тогда был с тобой и выстоял.

********************************************************************************************

Я когда-то написала, возможно, этот отрывок внесет больше ясности.


...И я стала смотреть этот фотоальбом и впитывать ту жизнь, в которой никогда не было меня. Зеленый бархат, пожелтевшие страницы, карточки, обрезанные по краям острыми волнами. Другая жизнь: ясные глаза, прямые спины, расправленные плечи, блуждающие полуулыбки на лицах людей, которые уверены, что сейчас их самое счастливое время, больше нет войны, голода, страха...

«Какие они счастливые и довольные друг другом, и с какой гордостью шагают. Одним словом, свободные советские люди, везде дорога открыта им». На этом снимке двое на лестнице: дед и бабушка. Его я никогда не видела. Ее недавно похоронила. Нехитрые слова выведены химическим карандашом на обороте фотографии бабушкиной рукой.

1949 год. Приказчикова (урожденная Пелипас) Анна Поликарповна и Приказчиков Николай Яковлевич. Я смотрю на них и думаю про самый подлый на свете закон «до и после». «До» бывает хорошо, «после» бывает плохо, а часто и наоборот - они меняются местами, расчерчивая нашу жизнь на полоски: черные, белые, расставляя флажки, оставляя многих за этими полосками, без права переписки. Ни слова, ни взгляда, обвинения, оправдания. Тишина.

1949 год. Два года до появления на свет моего отца. Шесть лет до появления на свет его брата. Это хорошее «до».

1949 год. Двенадцать лет «после» того, как расстреляли половину моей семьи. Протокол номер два от 15 августа 1937 года говорит мне, что среди 157 человек, фамилии и «деяния» которых наскоро в нем перечислены, находятся три моих прадеда. «Пелипас Василий Дмитриевич 1884 г рожд приговорен к высшей мере наказания. Пелипас Владимир Дмитриевич 188.. г рожд из Изылбашского района приговорен к высшей мере наказания. Пелипас Поликарп Дмитриевич 1885 г рожд за антисоветскую агитацию приговорен к высшей мере наказания...»

Решения принимали т. н. «тройки». Три человека были ответственны за судьбу каждого из этого списка и еще очень многих людей в таких вот списках. Они просто приходили в дом, просто брали еще сонных людей за шкирку и просто шли их судить. Бог его знает, за что. В глухой сибирской деревне, наверное, в то время было полно антисоветчиков. Моим было совсем плохо. Они были антисоветчиками «из раскулаченных», у них сразу не могло быть хорошего «после». Еще какими-то обрывками в голове воспоминания прабабушки про то, как лишившись сразу трех кормильцев, наши бабы всю войну пахали и сеяли «на себе», потому что лошадей и техники тоже не было.

Счастливый и свободный советский человек - это моя бабушка, антисоветчик и агитатор - это ее отец, мой прадед. Все так перемешалось, но могло ли тогда быть по-другому? (это ответ на вопросы, как в «Утомленных» воскресла Маруся, как Арсентьев, перерезавший себе вены, снова в любимом инфернальном образе энкаведешника разыскивает Котова, почему так быстро выросла Надя)…

Помню, я долго не могла прийти в себя, когда выясняя этимологию фамилии Пелипас в интернете, случайно наткнулась на сайт с протоколами расстрелов. Знакомые фамилии, сопоставленные факты и звонок отцу - строчки еще долго плыли перед глазами... И как-то сразу расхотелось «семейного престижа» от этой «греческой» или «пастушьей» (пел и пас) фамилии. Стало неважным, ушло на вечный покой.

1949 год. «Ане от Николая в честь заочного знакомства». «Николаю от Ани в честь первого знакомства».И оба просят вернуть фотокарточки, если не понравятся. И вот уже на следующей они целуются. «С каким аппетитом, как сладко, особенно в первое время после женитьбы». Нехитрая женская философия. Бабушкина. Это уже город Плунге, Литва, там в 1951 году родился мой отец...

Спасибо за все.

*********************************************************************************************

В скором времени DoubleX опубликует интервью с Жанной Харламовой, для которой слова «дань памяти павшим» не пустой звук. Каждый год Жанна с поисковым отрядом проводит не на курортах, а в полях, где еще лежат тысячи, сотни тысяч наших бойцов, которых ждут дома до сих пор.

блог,  война,  Михалков,  дед,  спасибо

Добавлено: 27 апреля 2010 г., 15:43
  • Запомнить эту страницу на LiveInternet.ru

Комментарии

    •   0
      # Гость
    • Добавлено: 04 мая 2010 г., 13:23
      Разругали Михалкова, как всегда. А, между прочим, я не знаю ни одного его фильма, который можно было бы назвать плохим!
      • Ответить
    Оставить комментарий
    Почтовая рассылка Doublex.ru
    Подпишитесь на еженедельный дайджест лучших статей и новостей от Doublex.ru!
    Теги
    Новые публикации
    Алкоголь и рак молочной железы. ASCO сообщило о своей позиции

    Исследования показывают, что при употреблении алкогольных напитков уровень гормонов, связанных с развитием рака молочной железы (эстрогена и других), может повышаться. Алкоголь также может увеличивать риск РМЖ, повреждая ДНК в здоровых клетках. По сравнению с женщинами, которые вообще отказались от спиртного, у женщин, употребляющих алкоголь не менее трех раз в неделю, риск гормон-рецептор положительного РМЖ может повышаться до 15%. Еще на 10% этот риск возрастает, если женщина употребляет алкоголь каждый день и не менее трех порций в день. У девочек-подростков (9-15 лет), которые выпивают не реже 3-5 раз в неделю (бывает и такое, к сожалению), риск развития доброкачественных опухолей молочных желез может повышаться в три раза, по сравнению с теми, кто этого не делает. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, Американское общество клинической онкологии (American Society of Clinical Oncology, ASCO) выпустило позиционный документ о взаимосвязи алкоголя и рака. Это первый случай, когда ASCO занимает вполне определенную позицию по рискам развития РМЖ, связанным с употреблением алкоголя. Подробнее

    Как говорить с детьми о раке молочной железы и его последствиях

    Рак молочной железы у американки Бонни Аннис диагностировали в 2014 году. Инвазивная протоковая карцинома 2b с метастазами в лимфатические узлы не оставляла выбора – грудь пришлось удалить, а затем – пройти трудное, изматывающее лечение. Сегодня все хорошо, Бонни – фотограф, писатель, блоггер, жена, мать и бабушка – продолжает жить полной жизнью. Правда, одна недавняя история немного выбила ее из колеи – внучка спросила, почему у нее нет груди – но Бонни справилась. Сегодня она рассказывает, как правильно сообщить ребенку, что рак – это еще не конец, что во многих случаях его можно вылечить, а с физиологическими последствиями болезни можно жить и не обращать на них внимание. Подробнее

    Рак молочной железы ранней стадии. После лечения. Какие обследования необходимы и как часто

    После успешного лечения рака молочной железы ранней стадии женщине необходимо контролировать состояние своего здоровья: проходить маммографию и клиническое обследование молочных желез (осмотр у маммолога). Первое нужно делать один раз в год, второе – один раз в полгода. Если (внимание!) никаких симптомов возвращения рака не наблюдается, проведение дополнительных обследований (ПЭТ/КТ, сканирование костей), дорогостоящие анализы на онкомаркеры, не нужны. Слишком велик риск ложноположительных результатов и, как следствие, риск ошибочного диагноза и ненужного лечения. Предлагаем вам ознакомиться с соответствующими рекомендациями Американского общества клинической онкологии (American Society of Clinical Oncology, ASCO). Подробнее

    «Эффект Анджелины» - новая реальность

    В 2013 году звезда американского кино Анджелина Джоли публично рассказала о том, что ей была проведена профилактическая мастэктомия – удаление молочных желез в связи с генетическим риском развития рака груди (наличием в ее организме мутации гена BRCA1: “My Medical Choice”). Мама и тетя актрисы скончались от этого заболевания. Спустя 4 года разговоры о том, к чему привел каминг-аут Джоли, не утихают. Некоторые диванные аналитики до сих пор считают ее поступок спекуляцией на серьезной и болезненной теме, пиар-ходом. Однако статистика говорит совсем о другом. Актрисе удалось привлечь внимание женщин во всем мире к одной из самых сложных тем в РМЖ-сфере – наследственному риску развития заболевания. Благодаря этой информации, многие женщины поняли, что обязательно нужно знать свою семейную историю, знать о наследственных заболеваниях женской сферы, вовремя обращаться к врачу, проходить скрининги и принимать профилактические меры. Подробнее

    Выявлены 72 генетические мутации, связанные с повышенным риском развития рака молочной железы

    По статистике, в 5-10% случаев рак молочной железы обусловлен наследственными факторами, то есть вызван аномалией генов, переданных родителями. В основном это мутации генов BRCA1/BRCA2. С ними связан наиболее высокий риск развития заболевания. Ученым известно, что у женщин, чей генетический анализ показал наличие этих мутаций, риск развития РМЖ в течение жизни может повышаться до 80%. За последние годы исследователи выявили еще целый ряд мутаций, связанных с РМЖ, включая мутации в генах PALB2, TP53, PTEN и BRIP1. И вот новые данные: плюс 72 пункта к этому списку. Подробнее

    наверх